Что такое обязательная маркировка товаров?
20.09.24
Маркировка товара — это процесс, в котором на каждый товар, подлежащий маркировке по закону, наносят штриховой код с информацией. Участник цепочки товарооборота сканирует код и вносит данные в специальную систему «Честный знак». Этот код нельзя подделать.
Маркировка затрагивает всех участников цепочки — производители или продавцы наносят коды на товары, а покупатели могут проверить по ним их подлинность.
Маркировка делает путь товаров прозрачнее. Любой покупатель сможет узнать, кто произвёл и откуда ввёз конкретный товар. Для производителей и импортёров маркировка снижает конкуренцию с продавцами контрафакта по заниженным ценам.
А ещё так продавцы не смогут продать просрочку. Если срок годности товара уже истёк, система просто не даст кассиру завершить его продажу.
Изначально маркировать товары обязан производитель.
Иногда продукцию нужно маркировать продавцу. Обязанность возникает, если уже закупленный товар не успели распродать до того, как он попал под маркировку.
Как работать с маркировкой?
Все участники товарооборота регистрируются в «Честном знаке», даже если они не маркируют товары.
Производители и импортёры. Вносят товары в каталог «Честного знака», маркируют их, вводят в оборот. Передают поставщику универсальный передаточный документ (УПД) с кодами упаковок.
Оптовые поставщики. Сверяют данные в УПД с кодами на упаковках при приёмке, передают данные о поступлении товара в «Честный знак» через ЭДО. Создают УПД с кодами для розничной отгрузки.
Розничный магазин. Сканирует код, когда принимает товар и когда продаёт его. Это нужно, чтобы информация в «Честном знаке» обновилась. Когда кто-то покупает товар, он выводится из оборота.
Какие виды маркировки бывают?
Существует 2 вида маркировки: обязательная и необязательная, или эксперимент.
Маркировка продукции вводится в три этапа:
- Товарную группу маркируют по желанию в порядке эксперимента. В этом этапе участвовать необязательно: он добровольный и нужен самой системе маркировки и бизнесу, чтобы потренироваться, выявить сложные моменты и отладить процесс.
- Товар подлежит обязательной маркировке. После того как эксперимент завершится, все должны маркировать товарную группу. Но между этими событиями может пройти некоторое время.
- Товарную группу запрещают продавать без маркировки. Этот этап наступает не сразу — производителям и продавцам дают время, чтобы перейти на новый процесс.
На сайте «Честного знака» есть свой раздел для каждой обязательной или пилотной группы товаров, где можно ознакомиться со сроками введения маркировки, а также другими деталями.
С чего начать?
- Получить квалифицированную электронную подпись
Без КЭП не получится зарегистрироваться в «Честном знаке». Она должна быть выдана на ИП, руководителя компании или лицо, которое может действовать от его имени по доверенности.
- Зарегистрироваться в ЛК «Честный знак»
- Выбрать оператора электронного документооборота
ЭДО нужен для работы в «Честном знаке», указать оператора потребуется в личном кабинете.
- Настроить личный кабинет
- Описать товары в каталоге
Чтобы товары появились в системе, их вносят в «Каталог маркированных товаров» (КМТ). Попасть в него можно из ЛК «Честного знака» и внести информацию поштучно или массово.
- Заказать коды маркировки
- Подготовить оборудование
Чтобы промаркировать продукцию, нужно разместить коды на упаковках или отдельных товарах. Для этого понадобится оборудование.
Для этого потребуется:
- принтер для этикеток, чтобы распечатывать этикетки, которые можно приклеить на упаковку каждого товара.
- Сканер штрих-кодов 2D .
- Нанести маркировку и ввести товары в оборот
Наша организация на любом этапе оказывает услуги по маркировке товара. От регистрации в ЛК « Чесный знак», печати этикеток и до введения их в оборот.
Будем рады Вам помочь!